В 1879 году Бородин дописал Первый струнный квартет, над которым он, как всегда, урывками работал с 1875 года. Он с юных лет тяготел к камерным ансамблям — и как композитор, и как исполнитель,— и тяготение это с годами, а в эти годы были написаны Первая и Вторая симфонии, создавалась эпическая опера, ничуть не ослабело. «Я глубоко убежден,—читаем мы в письме к скрипачу Е. К. Альбрехту,— что камерная музыка представляет одно из самых могучих средств для развития музыкального вкуса и понимания». Теперь композитор обратился к этой сфере созревшим художником со сложившимися особенностями творческого почерка.
Квартет Бородина, импульсом к созданию которого послужил финал квартета Бетховена ор. 130, представляет собой ярко индивидуальное творение автора. Его четыре части — с вступлением русского песенного склада, бодрой жизнелюбивой и эмоционально взволнованной темами в первой, контрастирующей с ней медленной лирической второй, хороводом сказочно-фантастических образов, кружащихся в скерцо, и развернутым в широкую народную картину энергичным финалом — образуют стройный, классически уравновешенный по пропорциям, соотношению образов и тематически связям цикл. В проникнутой единством, напоенной русской песенностью музыке квартета, то мужественно-сильной, то по-особо светлой и глубоко лиричной, ясно проступают черты цельной гармоничной личности композитора.
Квартет отчетливо обнаруживает связи и с симфоническим, оперным творчеством Бородина. Виртуозность инструментов красочно подчеркнутыми тембрами, подражанием звучанию других инструментов (например, арфообразные пассажи альта и виолончели в репризе первой части), особыми эффектами звучности на основе применения флажолетов (скерцо) выводит эту квартетную партитуру на просторы оркестровой музыки.
В последнее время большую популярность приобрела музыка для будущих мам, благодаря которой происходит правильное развитие плода. Конечно не стоит забывать и о курении во время беременности: риски для малыша в этом случае очень большие и тут уж никакая музыка не поможет.