Обширно разработанная «кучкистами» ориентальная тематика — «русская музыка о Востоке» (Б. В. Асафьев) имела неоценимое значение для развития национальных музыкальных культур Закавказья и Средней Азии, а без «Тамары» и «Исламея» Балакирева, «Шехеразады» Римского-Корсакова, половецких сцен «Князя Игоря» Бородина и его музыкальной картины «В Средней Азии» невозможно представить становление темпераментного и полнокровного искусства Арама Хачатуряна.
Обогащая традиции завоеваниями XX века, развивает свою главную творческую тему — Родины, жизни народа — Г. В. Свиридов. Скачать его музыку можно на сайте http://muzykuskachat.ru/. Его вокальный стиль, всегда чутко преломляющий интонацию стиха, во многом сопоставим с особенностями мелодического склада Мусоргского и Бородина.
В вершинном произведении Р. К. Щедрина — опере «Meртвые души» с оригинальной двуплановой драматургией — в обоих ее мелодических пластах «просвечивают» идущие от Мусоргского черты: они явно ощутимы и в том мире народной песенности, которой композитор воссоздает образ России, и неоспоримо присутствует в ряду характеристических, выросших из гоголевской прозы интонационных портретов.
Разумеется, традиции «Могучей кучки» выступали как одно из слагаемых целого комплекса влияний, формирующих ту или иную творческую личность. Но нередко они становились определяющими потому, что русским композиторам-классикам всегда было присуще чувство гражданской ответственности, понимание высокой социальной миссии своего искусства. Отсюда большие этические проблемы их творчества, воспевающего могущество родины, силу народа, нравственную красоту лучших его представителей, торжество добра и любви.
Таково значение музыки, созданной знаменитой пятеркой, таков их пример служения своим искусством высоким идеалам, подлинной творческой дружбы, неустанного самоотверженного труда, пример не только для музыкантов наших дней, но и будущих поколений.