Хор в опере. Часть 4

Но после того как Хованский слагает с себя ответст­венность за поднятое им восстание, возбуждение толпы резко падает: предательство воеводы оставляет стрель­цов на произвол судьбы. Обреченность толпы Мусоргский выразил в заключительном хоре а капелла — без оркест­рового сопровождения.

Хоровые голоса, внезапно лишен­ные инструментальной поддержки, создают ощущение одиночества, беспомощности; в то же время их тонкие и чистые сочетания, выступающие теперь особенно отчетливо, сообщают полифонической ткани этой хоро­вой молитвы удивительную прозрачность и строгость.

На принципе свободной трактовки хора построена и вступительная массовая сцена «Бориса Годунова». Каж­дый из участников в ней самостоятелен, но одновременно связан тесными узами со всем коллективом.

Стоит вспомнить одну эту сцену у стен Девичьего монастыря, где народ из-под палки «просит» Бориса на царство, чтобы представить себе жизненность трактовки хора. Кстати, а вы знаете значение имени Борис? Тут и плач («На кого ты нас покидаешь, отец наш!»), выдержанный в характере народных причитаний, и задор­ные или бранчливые реплики, которыми обмениваются мужики и бабы, невесть зачем согнанные со всей Моск­вы, и молитвенное пение слепцов — калик перехожих.

И все это без натяжки, с полнейшей естественностью передано в хоровых партиях. Такую картину мог нарисо­вать только художник, в совершенстве владеющий выра­зительными средствами и красками хора.

Хор в опере. Часть 1

Хор в опере. Часть 2

Хор в опере. Часть 3

Рассказать друзьям в соцсетях:

Bookmark the permalink.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.