Хор в опере. Часть 1

Могучим выразительным средством является в опере хор.

Изучая драматургию крупнейших русских и запад­ных композиторов, можно убедиться в том, как разноо­бразны функции оперного хора и его красочные средст­ва. Самые составы хоров — смешанный, мужской, женский,— придают сцене в каждом отдельном случае особый колорит. Мужской хор своей густой звучностью вносит элемент драматический, суровый и чаще всего используется в тех случаях, когда нужно подчеркнуть именно эти черты. Вспомним мужской хор в «Опрични­ке», в сцене клятвы, которую Андрей Морозов дает при вступлении в опричнину. Толкнуло его на этот шаг отчаяние, невозможность иным путем добиться руки любимой девушки. Среди опричников он чувствует себя чужим, и суровый хор мужских голосов кажется ему грозным предостережением.

Сравним третий акт «Сусанина»: когда после ухода героя с поляками за сценой раздаются прозрачные де­вичьи голоса — все вокруг как бы светлеет. Аитонида, без чувств лежавшая на полу, приподнимается, прислу­шивается к песне; вот она приходит в себя, находит си­лы рассказать подругам о несчастье, и женский хор, сочувствующий, утешающий, мягко присоединяется к ней.

В распределении хоровых красок нередко участвова­ли и детские голоса. В прологе «Фауста», когда отчаявшийся философ готов уже поднести к губам чашу с ядом, простодушный детский хор, поющий «Рождество, рождество!», заставляет Фауста вернуться к жизни, В «Кармен» хор мальчиков, подражающих солдатам, подчеркивает жизнерадостные краски солнечной Испании, рисуя ее непринужденную, шумливую уличную жизнь. В «Пиковой даме» голоса мальчиков усиливают ощуще­ние свежести и беззаботной радости жизни, которую Чайковский придал сцене в Летнем саду; тем самым еще больше оттеняется трагизм переживаний Германа, его непричастность ко всему окружающему.

Но хоры, разделенные по голосам (так избываемые однородные), используются в особых случаях! В основ­ном в опере участвует хор смешанный, предоставляю­щий композитору богатую палитру красок и возмож­ность соединять или противопоставлять друг другу мужские и женские голоса. Используя оживленную ситу­ацию встречи ополченцев в деревне Домнино, Глицка в интродукции к «Сусанину» сначала вводит мужской хор с суровой песней «В бурю, во грозу» (хор звучит за сценой, постепенно приближаясь), затем женский (женщи­ны, заслышав песню, бросаются навстречу ополченцам) и тема его приветствия — радостная, легкая, светлая, вплетаясь в суровую мужскую, смягчает и оживляет ее.

Компания ВернаГрупп представляет болшой ассортимент продукции: труба электросварная, труба стальная, трубы большого диаметра и др.  Узнать цены можно на сайте компании.

Хор в опере. Часть 2

Хор в опере. Часть 3

Хор в опере. Часть 4

Рассказать друзьям в соцсетях:

Bookmark the permalink.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.