Историческая опера. Часть 4

Художественная литература будила воображение ком­позиторов тонко выписанными характерами героев, свое­образием диалогов, описаниями среды и природы, нако­нец, авторскими пояснениями и отклонениями, побуж­дая нх к индивидуализации музыкальных характе­ристик и созданию поэтической атмосферы спектакля. Вершиной лирической драматургии 70-х годов явилась «Кармен» Бизе, созданная композитором по новелле Мериме. Она была заказана Бизе директором Коми­ческой оперы и поэтому была рассчитана на сочетание музыкальных и разговорных сцен, но музыка ее обла­дала такой полнотой и богатством тематического ма­териала и такой интенсивностью развития, что впослед­ствии, после смерти Бизе, с добавленными его другом Гиро речитативами легко перешагнула на большую оперную сцену и там акклиматизировалась.

Казалось бы, она объединила в себе все, что и раньше привлекало публику в лирический театр, начи­ная с излюбленной им темы женской судьбы (правда, здесь она оказалась взята в необычном, но остросовре­менном аспекте — как неодолимое стремление женщины самой отвечать за свою судьбу, чувства и решения); притягательной силой должна была обладать обри­совка испанского и цыганского быта, увлекательней­ший песенно-танцевальный фольклор, не говоря уже о необычно яркой, своеобразной личности героини и жизнерадостной, опьяняющей своими красками и ритмами музыке, — такой шедевр должен был покорить с первого спектакля, тем более что в роли Кармен высту­пила потрясающая исполнительница Галли-Марье.

Но премьера провалилась, и именно потому, что ре­шение Бизе было в своем роде уникальным по свежести и смелости музыкально-сценических приемов: Кармен он не дал ни одной арии, так же как Эскамильо дал только песенные построения, тесно связанные с танцем у Кармен, с маршем — у Эскамильо, а Хозе и певице на вторых ролях—Микаэле — дал большие арии и участие в развернутых дуэтных сценах. И умирала Кармен без патетической или «слезной» арии, даже без скорбной песни. Все это требовало такого стиля игры, который никак не совпадал с классическим стилем оперА-комИк.

После довольно длительного промежутка времени, ушедшего на освоение новизны, «Кармен» прочно заня­ла место самой популярной оперы не только во Фран­ции, но и на мировой сцене XIX века. В ХХ веке Кармен не менее популярна, а  роль самой Кармен исполняли такие оперные дивы, как Ирина Архипова, Мария Каллас, Тамара Синявская и Джесси Норман.

Историческая опера. Часть 1

Историческая опера. Часть 2

Историческая опера. Часть 3

Рассказать друзьям в соцсетях:

Bookmark the permalink.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.