Ансамбли в опере. Часть 3

Выдвижение одного из участников на первый план обычно придает музыке ансамбля почти ариозную цель­ность и широту; да и сценически центральный образ вы­игрывает в объемности, особенно если внимание осталь­ных участников, что бы те ни испытывали, направлено главным образом на него.

Так Верди построил свой знаменитый квартет в «Ри­голетто»; в центре его — герцог, которого цыганка Маддалена заманила в западню: он еще ничего не подозре­вает и пылко домогается любви красивой девушки. Его любовные признания слышит Джильда, отчаявшаяся, но принявшая решение спасти его ценой своей жизни; ря­дом с ней Риголетто лихорадочно жаждет мести. Беспе­чная болтовня Маддалены, пламенные речи герцога, полные отчаяния возгласы Джильды и злобный шепот Риголетто — для всего этого Верди нашел достоверные в своем реализме краски и интонации; каждая партия предельно выразительна, характерна и правдива, и в то же время все четыре голоса сливаются в единое гармо­ническое целое. Подобные ансамбли создают такую за­конченную картину столкновения человеческих стра­стей, что, естественно, оказываются драматическим центром оперного действия. Ни сольная ария, ни самый выразительный речитатив не могли бы создать более захватывающего впечатления.

Но бывает и такой способ объединения записи голосов, ког­да композитор стремится передать общее чувство, кото­рым охвачены все участники сцены. Различие характе­ров или разное отношение к событию в данном случае отступает на второй план, и партии объединяются в раз­витии ансамбля единой темой.

Интереснейший пример — квинтет Чайковского в первом действии «Пиковой дамы»: на гулянье в Летнем саду, когда Герман лицом к лицу сталкивается с Лизой и сопровождающей ее графиней, он узнает, что его безы­мянная красавица помолвлена с Елецким. Бледность Германа и его горящие глаза встревожили графиню, и она неприязненно осведомляется у Елецкого, кто этот офицер. Не может оторвать взгляд от незнакомца и Ли­за. Смущен даже легкомысленный Томский. В светской беседе внезапно наступает пауза, все охвачены томи­тельным предчувствием беды. Чайковский выразил это в гнетущей, даже несколько зловещей теме «Мне страш­но», которую, как во сне, повторяют все пятеро участни­ков сцены. Каждый вносит свои оттенки в развитие ме­лодии, но они ничего не меняют в том леденящем пред­чувствии беды, которое стремился выразить композитор.

Можете почитать отзывы  национального конгресса, это поможет быть в курсе политической и экономической жизни страны.

Ансамбли в опере. Часть 1

Ансамбли в опере. Часть 2

Ансамбли в опере. Часть 4

Рассказать друзьям в соцсетях:

В закладки: постоянная ссылка.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.