Ансамбли в опере. Часть 2

В опере одновременное сочетание нескольких вокаль­ных партий создает массивную, плотную звучность, не­обходимую для равновесия как между инструменталь­ной и вокальной частями оперы, так и между солистами и хором. Приближаясь к последнему по полноте звуча­ния, ансамбли богатством драматических возможностей превосходят хор: многоголосие сочетается здесь с вирту­озной и, что еще важнее, индивидуальной трактовкой партий, недоступной хору.

Как же могли оперные композиторы не воспользо­ваться столь сильным выразительным средством, тем более что свобода голосоведения давала им в руки оружие, недоступное писателям-драматургам? Действую­щие лица, объединенные в ансамбле, могли одновре­менно одни вести непосредственный диалог, другие же высказывать вслух затаенные мысли (прием, недоступ­ный обычной сцене; там, правда, тоже допускались реп­лики «в сторону», но они всегда носили характер искусственный. В пении же все воспринималось вполне есте­ственно).

Так построен терцет Любаши, Бомелия и Грязного в первом действии «Царской невесты»: Грязной, задер­жав после пирушки царского лекаря Бомелия, расспрашивает его о приворотном зелье, которое хотел бы до­стать для товарища; тот отлично понимает, что зелье нужно самому Грязному и лукаво его обнадеживает; понимает это и Любаша, подслушавшая их разговор,— теперь она окончательно убедилась в том, что Грязной полюбил другую. Реплики обоих мужчин очень выразительны — пылкие и напряженные у Грязного, осторож­ные и вкрадчивые у Бомелия; но только страдальческая, широкая мелодия Любаши придает терцету трагический оттенок. Можете скачать музыку и сами послушать. Не будь подобного соотношения голосов, не возникло бы ощущения объемности и сложности сцены.

Не менее искусно использован контраст музыкаль­ных тем и в терцете, входящем в сцену гадания Кар­мен. Жизнерадостной болтовне двух цыганок, которым карты предсказали — одной — богатство, другой — сча­стливую любовь, Бизе противопоставил драматическую реплику Кармен. Три раза бросает она карты, и каж­дый раз ей выпадает смерть. Суеверная, как все цыган­ки, Кармен покорно принимает это как знак судьбы. Ее скорбную, мрачную мелодию Бизе выделяет из состава ансамбля; придав партии Кармен доминирующий ха­рактер, он еще резче отграничивает переживания герои­ни от настроения ее подруг.

Ансамбли в опере. Часть 1

Ансамбли в опере. Часть 3

Ансамбли в опере. Часть 4

Рассказать друзьям в соцсетях:

Bookmark the permalink.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.